ПВД. Литий в поле PDF Печать E-mail
Автор: Vladislav V. Chugurov   
11.05.2014 21:22

Обычно в полевых условиях радиолюбители применяют гелиевые свинцовые герметичные аккумуляторы, используемые в источниках бесперебойного питания. Как правило, это 12 В аккумуляторы емкостью 7 А/ч. Существенный недостаток таких АКБ – масса около 2 кг. Для стационарного питания это не имеет значения, но носить такой груз в рюкзаке удовольствия не доставляет. Литий-полимерные аккумуляторы (Li-Po) при той же емкости весят гораздо меньше, и кроме того, могут отдавать больший ток. Широкий выбор этих АКБ различной емкости и напряжения есть в авиамодельном хобби. В данной статье речь пойдет об особенностях работы с такими аккумуляторами.

 

11 1Рассмотрим пример маркировки Li-Po аккумулятора 8000 mAh 3S1P 30C/40С. С емкостью (8А/ч) все понятно. Напряжение батареи зависит от количества элементов (банок). Элементы могут быть подключены последовательно (S) или/и параллельно (Р). Номинальное напряжение одного элемента литий-полимерного аккумулятора составляет 3.7 В, максимальное напряжение после зарядки – 4.2 В. В данном случае мы имеем 3 последовательно соединенных элемента по 8А/ч с общим номинальным напряжением 11.1 В, максимальным – 12.6 В. Параметр С указывает кратность максимального тока разряда относительно емкости АКБ. Первое значение – постоянный ток, второе – кратковременный (несколько секунд). На нашем примере это 30С х 8А = 240А и 320А соответственно. Надо отметить, что это один из самых ёмких аккумуляторов в моделизме, где большие токи необходимы для мощных моторов. Весит такой аккумулятор 580г, что почти в 4 раза меньше аналогичного свинцового. Размеры 170х70х27 мм. Аккумулятор 4400 mAh 3S1P 15C/20С весит 330г и имеет размеры 142х50х21 мм. У АКБ 2200mAh 3S1P 25C/30C вес 190 г габариты 105х35х24 мм. Количество циклов заряд-разряд около 500. Для выхода на свою полную емкость новые аккумуляторы необходимо потренировать несколькими циклами.

 

Были проведены экспериментальные замеры времени работы АКБ 4.4 А/ч. При токе разряда 0.3 А время падения напряжения с 12.6 В до 9 В составило 13 ч 20 мин, что соответствует его заявленной емкости (0,3 А х 13.33 ч = 4 А/ч). Время работы на общий вызов при токе RX 150 мА и TX 2 А до падения напряжения до 12 В составило 1 час, до напряжения 11.5 В – 2.5 ч, до 11 В – 5.5 ч. Минимально допустимое напряжение для этого типа АКБ составляет 9 В, так что возможно он еще 1-2 часа и протянул бы, но вопрос в том, допускает ли ваш трансивер работу при таком напряжении. Можно предположить, что 8 А/ч АКБ будет обеспечивать в два раза более продолжительную работу.

 

В эксплуатации Li-Po аккумуляторов необходимо строго соблюдать меры предосторожности. В частности, к потере емкости приводит разряд ниже 3 В на элемент (это min, рекомендуется останавливаться на уровне 3.3 В), нагрев свыше 60°С, разгерметизация, хранение в разряженном состоянии. Особенно не допускается перезаряд свыше 4.2 В на элемент, короткое замыкание или разряд током, превышающий допустимый. В этих случаях происходит гарантированное возгорание аккумулятора. Хранить АКБ рекомендуется заряженным на 50-70%. Все это накладывает жесткие требования на параметры зарядки аккумулятора и контроля напряжения при разрядке. Зарядку литиевых АКБ осуществляют с помощью специального зарядного устройства, контролирующего ток заряда и напряжение каждого элемента.

11 2

Микропроцессорные зарядные устройства для модельных АКБ имеют примерно одинаковую конструкцию и управление. Рассмотрим их работу на примере Turnigy Accucel-6 50W. Это ЗУ обеспечивает зарядку Li-Io, Li-Po, Li-Fe, Ni-Cd, Ni-MH, Pb аккумуляторов с максимальной мощностью заряда 50 Вт током до 6 А. Кроме того, при зарядке литиевых АКБ обеспечивается балансировка (выравнивание напряжения каждого элемента), подготовка АКБ к хранению, разряд АКБ, тренировка (заряд/разряд только для Ni-Cd и Ni-MH), ограничение времени заряда, контроль входного напряжения ЗУ (защита автомобильного аккумулятора от глубокого разряда). Зарядное устройство подключается к блоку питания с выходным напряжением 11-17В, выдерживающим ток до 5 А. Li-Po аккумулятор подключается к ЗУ через силовые разъемы (красный/черный) и гребенку для балансировки АКБ.

11 3

Для выбора параметров надо нажимать кнопку TYPE, вход в режим изменения параметра – START, кнопками STATUS происходит изменение значения параметра, сохранение – снова START.

  

Зарядку Li-Po аккумуляторов рекомендуется выполнять совместно с балансировкой элементов. Для этого после подключения АКБ и питания ЗУ необходимо выбрать режим заряда с балансировкой, установить ток зарядки и номинальное напряжение АКБ (кол-во элементов). После установки необходимых параметров нажимается кнопка START более 3 сек. Параметр R показывает кол-во элементов, определенное зарядным устройством, параметр S– указанное пользователем в предыдущем шаге. Если они совпадают, снова нажимается START для начала зарядки. В противном случае – STOP для возврата в предыдущее окно.

11 4 

Во время зарядки на экране отображается ток зарядки, напряжение батареи, прошедшее время и количество «залитой» емкости. При нажатии STATUS отображается напряжение каждого элемента. Современные Li-Po АКБ позволяют заряжать их током 1С, но рекомендуется ограничивать уровнем 0,5С, особенно при зарядке 8А/ч аккумулятора. Необходимо помнить об ограничении мощности самого ЗУ. Таким образом, зарядка 8А/ч аккумулятора током 4А и АКБ 4,4А/ч током 2,2А заняла чуть больше 2-х часов, при этом в них было «залито» близкое к заявленной емкости количество энергии. В конце зарядки ток уменьшается. При достижении напряжения 4,2В на элемент, процесс зарядки прекращается.

11 5

Для подготовки АКБ к хранению выбирается соответствующий режим. Так же устанавливается ток заряда и количество элементов в батареи. В зависимости от напряжения батареи, ЗУ само определит заряжать или разряжать АКБ до оптимального уровня хранения.

11 6

На экране отображается процесс. Для экстренной остановки необходимо нажать STOP.

11 7

Режим разряда применяется для тренировки аккумулятора. Так же устанавливается ток разряда (для данного ЗУ мощность разрядки не должна превышать 5Вт, т.е. для 3S не более 0,4А) и количество элементов в батарее.

11 8

Зарядное устройство имеет функцию памяти параметров для 5-и различных режимов зарядки. Это удобно, когда есть несколько разных АКБ. Сначала необходимо войти в режим программирования и ввести параметры аккумулятора.

11 9

 

Затем ввести режимы заряда, разряда, последовательности заряда/разряда и количество циклов тренировки (для Ni-Cd и Ni-MH АКБ) и сохранить данные.

11 10

Для загрузки сохраненных параметров необходимо выбрать номер режима и нажать START дольше 3 сек.

11 11

11 13Аккумуляторы разной емкости имеют разные силовые разъемы. При наличии нескольких различных АКБ имеет смысл перепаять все разъемы к единому типу. Хорошим вариантом можно считать XT-60. Его максимального тока в 60А хватит радиолюбителю с большим запасом.

 

11 14Для контроля напряжения АКБ при работе в поле очень удобно пользоваться специальным вольтметром. Он подключается в балансирный разъем аккумулятора и поочередно показывает напряжение каждого элемента и общее всей батареи.

 

11 15Другим вариантом контроля напряжения является свето-звуковой сигнализатор. Он контролирует общее напряжение Li-Po 3S батареи и цветом со звуковым сигналом оповещает о напряжении АКБ. При напряжении выше 11,1В светодиод горит синим цветом, 11,1-10,2В – синим мигающим, 10,2-9,9В – красным, ниже 9,9В – красным мигающим со звуковым сигналом. Потребляемый ток 11 мА.

 

Литиевые аккумуляторы хорошо зарекомендовали себя при работе в полевых условиях и их можно смело рекомендовать к использованию. На холоде емкость АКБ снижается, поэтому его необходимо держать в тепле.

  

Существует еще похожий на Li-Po тип Li-Fe. При 4-х элементах этот аккумулятор имеет рабочее напряжение 13,2В, что лучше подходит для запитки импортных трансиверов. По сравнению с Li-Po этот тип АКБ почти в два раза больше весит и на столько же дороже.

 

Все перечисленное оборудование можно приобрести в китайском интернет-магазине Паркфлаер.

Обновлено 12.05.2014 13:45