Home Форум Клуб RU-QRP Разное Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX

На сайте

Никого

Авторизация

Журнал CQ-QRP

Зима-Лето 2023
cq qrp 81
Все журналы

Спонсоры

LAB599
lab599 banner

Магазин XIEGU.RU
xiegu ru banner

Наши друзья

baner88x31
Тульский областной радиоклуб
QRP ARCI
Клуб Нижегородских Радиолюбителей
ru cw banner
Добро пожаловать, Гость
Логин: Пароль: Запомнить меня

ТЕМА: Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 21 Янв 2016 15:21 #28439

  • RX3AHE
  • ( Пользователь )
  • RX3AHE аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 18
  • Репутация: 2
Современные Li-Po хороши, если не использовать в мороз. Легкие, емкие, быстро заряжаются.
Вот только зарядка нужна с балансировкой, или каждый элемент заряжать по отдельности.
Последнее редактирование: 21 Янв 2016 15:22 от RX3AHE.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 21 Янв 2016 20:49 #28448

  • RV9WEC
  • ( Пользователь )
  • RV9WEC аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 336
  • Репутация: 85
Да уж, цены "радуют" на эти передовые АКБ, да ещё и ЗУ к ним прикупать надо специальную, они мороза бояться... :(
Пожалуй, пока похожу со свинцовой АКБ - дешевле выходит и для выносливости полезно. Таскаю манпак с АКБ на 12 А/ч на спине (вес порядка 10 кг вместе термосом 1 л) для выходов на /Р. Правда, недалеко - в пределах нескольких км. Если далеко, то товарищи на машине подвозят :lol:
В эфире временно не работаю.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 23 Янв 2016 15:36 #28478

  • RX3AHE
  • ( Пользователь )
  • RX3AHE аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 18
  • Репутация: 2
RV9WEC пишет:
Пожалуй, пока похожу со свинцовой АКБ - дешевле выходит и для выносливости полезно. Таскаю манпак с АКБ на 12 А/ч на спине (вес порядка 10 кг вместе термосом 1 л) для выходов на /Р. Правда, недалеко - в пределах нескольких км. Если далеко, то товарищи на машине подвозят :lol:
А если термос побольше - то и вовсе незаметным станет груз прежних технологий ;)
Нас не победить, нам не привыкать к трудностям :)
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 24 Янв 2016 15:21 #28511

  • RX3ALL
  • ( Администратор )
  • RX3ALL аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 2466
  • Репутация: 298
На счёт второсотрных батарей. У меня есть несколько знакомых моделистов, которые их давно покупают и успешно используют. Откровенного брака еще не попадалось. Максимум - небольшой дисбаланс банок в 0,02-0,08В который вообще никак не критичен.

Я не вижу никакого смысла таскать на прогулки 9 кг. веса с аккумулятором 12Ач для питания 817-го. Объясню почему.
В процессе подготовки к Морозу-2016, в котором к большому сожалению, мне так и не довелось принять участие, окончательно убедился в следующем: источник питания должен обладать необходимыми и достаточными характеристиками для достижения целей и задач, которые планируется решить. Т.е. обеспечивать питание имеющейся аппаратуры заданное количество времени.
Пример.
Полевые эфирные мероприятия "Мороз-Красный Нос", "Русское поле" и т.д. длятся максимум 4 часа. Исходя из потребляемого тока применяемой аппаратуры, источник питания должен обеспечивать работу чуть более 4-х часов в режиме максимального энергопторебления - работы на CQ. Экспериментально установлено, что для питания FT-817-го в этом режиме, с запасом подходят батареи на основе лития ёмкостью 3200мАч, с током отдачи 1-2С. Большего не требуется.
LiFePO4 и Ni-Mn батареи прекрасно работают на холоде. Li-Po и Li-ion можно засунуть под одежду ближе к телу.
Для питания трансивера на даче и на Слёте использую LiFePO4 батарею с ёмкостью 10Ач. Это 14 часов непрерывной работы в эфире на общий вызов.
Поэтому, выходя на полутора-двух часовую прогулку, нести на себе лишний груз и избыточную ёмкость, считаю не совсем разумным. Хотя, дело хозяйское ;)
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 25 Янв 2016 14:30 #28539

  • RX3AHE
  • ( Пользователь )
  • RX3AHE аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 18
  • Репутация: 2
Подтверждаю по литиевым модельным аккумуляторам. Сам тоже использую их для различного питания. Как правило со временем они теряют в емкости и токоотдаче (измеряемой так же в С - емкостях самой батареи). Но даже уже негодный для мощных авиамоделей литиевый аккумулятор вполне работоспособен в наших делах.

Например, у меня четырехлетние различные Li-Po батареи с начальной емкостью 3600-5000 mAh и токоотдачей 20-45С со временем потеряли 15-30% емкости и существенно снизили токоотдачу. Существенно для них означает, что теперь они могут без большого проседания напряжения отдать ток не 50..100 ампер, а "всего лишь" 10...30 А :)
Но даже потеряв со временем емкость вдвое, по удельной энергоемкости на собственный вес литиевые батареи конечно превосходят все другие типы. Проблема только с работой в мороз. И правильно отмечено выше, если держать литиевую батарею перед использованием в тепле во внутреннем кармане, а потом поместить ее в утепленный самодельный футляр-варежку, то она способна проработать нужное количество времени.
Последнее редактирование: 25 Янв 2016 14:40 от RX3AHE.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 25 Янв 2016 15:57 #28542

  • UA3LMR
  • ( Посетитель )
  • UA3LMR аватар
RX3AHE пишет:
Проблема только с работой в мороз.

Много слышал по этому поводу, но не могу согласиться. Как показала моя практика, они вполне комфортно себя чувствуют при температуре до -20. Использую LiPol аккумулятор 6,4 А/ч уже 4 года на всех своих выездах, в том числе и зимних. Крайний раз было на ЗПД, температура - 15С, аккумулятор не подзаряжался с прошлой поездки (в ноябре), отработал практически 4,5 часа. Напряжение упало на 0,6 В за все время работы.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 26 Янв 2016 09:27 #28559

  • RX3PR
  • ( Модератор )
  • RX3PR аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 2053
  • Репутация: 224
RX3ALL пишет:
R0LHN пишет:
А я для питания своего FT-817ND купил вот такую батарейку: www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_vie....asp?idProduct=59628
А для её зарядки купил вот такое зарядное устройство:

Зарядка нормальная, такая и должна быть. А вот в данном случае батарея за 36,11€ для наших целей неоправданно дорогая. Те же "яйца" можно найти в том же месте, но значительно дешевле: www.hobbyking.com/hobbyking/store/__1549..._Lipoly_Battery.html
Всего 13,94€.
Возможно ли использовать для зарядки данного типа АКБ зарядный контроллер типа описанного ниже qrp.ru/forum/16-%D0%A0%D0%B0%D0%B7%D0%BD...8%D1%85-TRX?start=20 ? Может у кого есть подобный опыт?
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 28 Янв 2016 01:08 #28583

  • RX3ALL
  • ( Администратор )
  • RX3ALL аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 2466
  • Репутация: 298
Дабы упорядочить процесс общения и быстрый поиск нужной информации, сообщения касающиеся аккумуляторов перенесены из темы "FT-817" сюда.


Что касается эксплуатационных температур аккумуляторов на основе лития, то ситуация следующая. Производители для всех типов литиевых батарей в даташите указывают нижний температурный порог - Work temperature, в минус 20 градусов Цельсия.
Однако, в тех же даташитах и по результатам тестирований различных типов литиевых батарей, видим следующее. Для Li-ion батарей, при снижении температуры до -10 градусов, ёмкость снижается на 50%. Эти же цифры будут вполне справедливы и для литий-полимерных (Li-Po) батарей. Для литий-железо-фосфатных батарей (LiFePO4) цифры другие: при понижении температуры до -30 градусов, их ёмкость падает на 60%. Т.е. как уже не раз отмечалось, LiFePO4 батареи более морозоустойчивые.
Во время эксплуатации при отрицательных температурах, из-за небольших токов потребления наших трансиверов и достаточно большой ёмкости Li-Po батарей(от 5000мАч и выше), снижение последней на 50% мы просто не замечаем. При эксплуатации аппаратуры с большими токами потребления снижение ёмкости будет заметно.


Женя, по твоему вопросу я вчера созванивался с продавцом данных батарей и BMS-ок. Если не ошибаюсь, то подобный вопрос также задавал Владислав RM4HQ.
Ответ дословно следующий.
"Плата BMS - это не зарядное устройство. Она не ограничивает ток заряда. В процессе заряда она балансирует элементы и защищает их от перезаряда отключая банки.
Заряжать через плату BMS данный тип АКБ без применения специального зарядного устройства можно, соблюдая следующие условия:
- выставить напряжение на источнике питания не более 14,6В;
- ограничить ток зарядки регулировкой тока источника питания или с помощью 20-ти ваттной автомобильной лампочки.

Дело в том, что у данной батареи очень маленький импеданс: менее 10 mОм. Максимальный зарядный ток 30А. На всякий случай(!), чтобы не устроить КЗ на вашем БП, требуется ограничить зарядный ток с помощью 20-ти ваттной автомобильной лампочки. Также, ограничение зарядного тока положительно скажется на ресурсе батареи. Время заряда придётся рассчитать и контролировать вручную."

Как пишут на форумах моделисты, "при заряде литиевых батарей в полевых условиях, последней фазой заряда CV можно пренебречь. Она добавляет только последние 5% ёмкости, а по времени может занимать треть общего времени заряда. Поэтому можно прекращать заряд по достижении батареей максимального значения напряжения, экономя время."
Рациональное зерно в этом есть.

Вчера провёл эксперимент. LiFePO4 батарея с остаточным напряжением 12,9В(после 10-ти часов активной работы в эфире, батарея разряжена на 60-70%), подключена к источнику питания с напряжением 14В. Ток заряда составил чуть менее 4А. После того, как полностью разряжу батарею, снова кратковременно подключу её к источнику питания без ограничительной лампочки и сообщу начальный зарядный ток.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 28 Янв 2016 08:32 #28586

  • RX3PR
  • ( Модератор )
  • RX3PR аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 2053
  • Репутация: 224
RX3ALL пишет:
Женя, по твоему вопросу я вчера созванивался с продавцом данных батарей и BMS-ок. Если не ошибаюсь, то подобный вопрос также задавал Владислав RM4HQ.
Влад, большое спасибо за инфо.В данный момент посматриваю на различные варианты запитки аппаратуры для /Р. Имеющейся у меня Li-ion уже 5 лет, пора искать замену, для дальних путешествий, без авто. Для местных вылазок обхожусь традиционными АКБ от бесперебойников. Цены на Li-ion(4а/ч)сейчас около 1500 руб. Выше давались ссылки на варианты литий-полимерных АКБ и зарядок www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_vie....asp?idproduct=68017. На этом же сайте нашел еще более привлекательный вариант(брать с собой) www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_vie....asp?idproduct=21044. Подобные зарядки есть и на других ресурсах.
Администратор запретил публиковать записи.

Li-Po и подобные аккумуляторы - для наших TRX 28 Янв 2016 09:26 #28587

  • rm4hq
  • ( Пользователь )
  • rm4hq аватар
  • Вне сайта
  • Сообщений: 265
  • Репутация: 33
RX3PR пишет:
На этом же сайте нашел еще более привлекательный вариант(брать с собой) www.hobbyking.com/hobbyking/store/uh_vie....asp?idproduct=21044. Подобные зарядки есть и на других ресурсах.
Вот еще интересный вариант. Это ЗУ подключается напрямую в сеть 220В, т.е. не требует блока питания.
Владислав
Администратор запретил публиковать записи.
Модераторы: RX3PR